Мы помогаем детям: стать способными, самостоятельно принимать решения, легко учиться и быстро запоминать!

Статьи

Почему малыши любят Моцарта и недолюбливают Баха

Как музыка помогает детям лучше читать, писать и сопереживать.

1 апреля 2016 1627

Почему малыши любят Моцарта и недолюбливают Баха

Даже самые маленькие дети очень быстро начинают отличать произведение Моцарта от творения Бетховена. Ученые выяснили, что мальчишки и девчонки не только улавливают разницу в звуковых аспектах, но и чувствуют настроение, с которым создавалась та или иная музыка. А занятия с использованием инструментов для воспроизведения ритма благотворно сказываются на развитии малышей.

Чтение

Оказывается, определить, насколько хорошо ребенок будет читать, можно еще задолго то того, как он выучит первую букву. В лаборатории слуха и неврологии Северо-Восточного Университета (США, штат Иллинойс) в 2013 году проводился эксперимент, в котором приняли участие 35 примерно одинаково развитых мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 4 лет. Детям дали в руки обычные барабаны и попросили выстукивать ритм, синхронизируя его с заданным. 22 ребенка смогли это сделать, у тринадцати попадать в такт не получилось. Потом специалисты провели тест на определение готовности к чтению. Дети, у которых получилось ритмично и вовремя стучать в барабан, показали значительно лучшие результаты, нежели их ровесники, не справившиеся с ритмом. Примерно то же самое продемонстрировал и «нейронный тест», когда проверялась реакция малышей на пары гласных и согласных звуков. На основании этого ученые сделали выводы о том, что детям, которые не попадают в ритм, обучение чтению будет даваться сложнее.

Речь

Большую известность получил эксперимент французских и португальских ученых, которые на протяжении девяти месяцев наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие 32 детей в возрасте 8 — 9 лет. До исследования никто из этих школьников не занимался музыкой всерьез. Одной группе детей стали интенсивно преподавать музыку, другим — живопись. Через полгода провели тестирование, удивившее даже самих инициаторов эксперимента. Юные «живописцы» продемонстрировали успехи в развитии образного мышления, а «музыканты» в это время показали значительно лучшие результаты по чтению и преодолели проблему скованности в разговоре. Кроме того, у большинства из них заметно улучшилось поведение, и они стали гораздо внимательнее воспринимать слова взрослых.

Исследования немецких психологов, в свою очередь, показали, что занимающиеся по классу фортепиано дети пишут сочинения и даже стихи в целом значительно лучше, нежели ребята, никогда не садившиеся за пианино. Им удается грамотнее структурировать свои мысли, более четко отделять свое «я» от вымышленных или происходивших в действительности событий. Это указывает на высокий уровень абстрактного мышления.

Известно благотворное воздействие музыки и особенно пения на формирование «гладкой речи» — наряду с лечением заикания. Петь человеку проще, чем говорить. Поэтому дети, часто поющие или хотя бы постоянно слушающие песни, быстрее учатся говорить «гладко», не подбирая мучительно слова. То же самое касается счёта: музыкальные дети легче осваивают таблицу умножения и устный счет.

Правописание

В России примерно 70% воспитанников старших групп детсадов и около 60% первоклашек не каждый раз правильно различают право-лево или верх-низ. Отсюда проблемы с письмом: зеркальное отображение букв, переставление слогов в словах и другие аберрации восприятия. Статистика показывает, что у детей, посещающих музыкальную школу и знакомых с нотной грамотой, такие нарушения возникают гораздо реже. Причина — в наглядности нотного письма: табулатуры указываются отдельно для правой и левой рук, тут уж не перепутаешь. Верхняя и нижняя полоса в нотной записи тоже очевидны и наглядны. При этом сама игра на музыкальном инструменте располагает к запоминанию понятий «право» и «лево»: руки можно расположить на клавишах или струнах только одним способом, других вариантов нет.

В более старшем возрасте, когда приходит необходимость структурировать текст, занимающиеся музыкой ученики реже совершают синтаксические ошибки, лучше понимают принципы деления текста и отдельных предложений на смысловые и структурные блоки (по аналогии с фразами музыкальных произведений).

Общение

Каждое музыкальное произведение имеет свою историю. Композиторы вкладывают в свои творения как собственные переживания, так и эмоциональное восприятие тех или иных событий, помогающее слушателю лучше понять их. Хрестоматийный пример — «Осенняя песнь» Чайковского. Время года воспринимается слушателем именно так, как того хотел автор музыки. Дети чувствуют такие эмоциональные моменты лучше, чем взрослые. Доказано, что любящие музыку мальчики и девочки имеют значительно большую способность к сопереживанию, к пониманию психологического состояния родителей, друзей и педагогов. Возможно, поэтому, к примеру, Бах является одним из самых нелюбимых композиторов учеников музыкальных школ. И не только из-за сложности и своеобразия его музыки. Эпоха барокко, в которую творил великий немецкий полифонист, сама по себе мрачновата, плюс непростая судьба композитора, наложившаяся на большинство его произведений, — всё это ощущается «музыкальными» детьми подсознательно.

Какую еще пользу приносит музыка детям

  • физические упражнения под ритмичную музыку улучшают осанку, делают движения более четкими и координированными;

  • музыкальные сказки дети воспринимают легче, нежели читаемые вслух родителями или бабушками. Они проще запоминаются;

  • групповые музыкальные занятия заметно повышают настроение ребят, учат их общаться, пропадает страх перед новыми людьми и выступлением на публике. Это некий аналог взрослых групповых тренингов;

  • молодежь с музыкальным образованием, как показывает практика, реже оказывается вовлеченной в плохие компании. Музыка дисциплинирует и воспитывает ответственность, отвлекает от вредных привычек и увлечений, формирует позитивную личность.

«Музыкалка» или домашнее обучение?

Вопрос не праздный: далеко не все дети выдерживают скучные, с их точки зрения, уроки в музыкальной школе. В то же время очень немногие родители способын обучить свое чадо нотной грамоте самостоятельно. Поэтому в каждом конкретном случае приходится решать вопрос по-разному. И правильно: всё вышенаписанное не означает, что, начав обучаться музыке где бы то ни было, ребенок автоматически станет отлично читать, писать и говорить. Но почему бы не попытаться помочь ему сделать это?

Лучше, если малыш сам решит, игре на каком инструменте учиться. Чаще всего дети подражают кумирам, и это станет дополнительным стимулом к обучению.

В музыкальной школе ученикам стараются привить эстетический вкус, дают представление о понятии красоты в искусстве. Пытаясь различать тонкие изменения в музыке, сын или дочь со временем станут различать оттенки и в человеческой речи: мало кому заметное недовольство учителя или смену настроения мамы. Это в любом случае принесет пользу. В «музыкалке» дети учатся терпению, усидчивости, системности — всему, что окажется очень полезным в общеобразовательной школе.

Зато домашнее обучение — ни с чем не сравнимая радость от общения с родителями и улучшенная усвояемость материала.

Не так важно, где ребенок научится играть на скрипке или фортепиано. Главное, что это в любом случае пойдет ему на пользу в дальнейшей жизни.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Поделиться
Плюсануть
Класснуть

Читайте также

Скорочтение — чудо с многолетней историей

Как научиться читать 10 000 знаков в минуту и зачем это нужно?

22 сентября 30

Режим высокой эффективности

Как получить максимум пользы от кружков и секций.

14 сентября 286

Домашнее задание: есть ли в нем необходимость?

Опыт других стран, исследования и выводы.

11 сентября 263